Монастырь на иртыше
Во время татарского владычества в Сибири, до покорения ее Российской державой, Абалак был татарским городком, и название свое получил, полагают, от имени одного татарского князя Абалака. сына сибирского хана Мара. Известно, что эта местность, включая и Тобольск, ранее была заселена сиберами, позднее ненцами, еще позднее хантами и манси и предками современных татар - протобашкирами, т.е. смешение тюркского этноса и местных угорских племен. И предки современных башкир жили здесь до татаро-бухарцев. Позднее они двинулись с насиженных мест, и пошли на запад, за Урал. Там и осели. Ученые обнаружили среди ушедших протобашкирских родов два очень интересных для нас рода. Это род Сызгы и род Айболат. Известно, что татары любили ставить свои городища на уже обжитых местах. Недаром название их столицы Искер переводится как Старое место, Старое городище.
При освоении Сибири Ермаком Абалак был своего рода крепостью, с трех сторон обнесенною рвами и земляными залами, а с четвертой стороны был обрывистый, крутой берег Иртыша, до двадцати пяти сажень высоты. За год до прихода Ермака было видение князю Абалаку. Он видел на месте современного монастыря церкви и город золотой. При этом был слышен и звон колокольный.
И на Троицком мысу целых 30 лет подряд перед приходом Ермака видел следующее явление: «При сих во ваг лета видеша царь, князи, агуны, муллы и абазы и прочие бусурманы на том месте, идеже ныне град Тоболеск видешася христианский со светом град в воздухе, и церкви и звон великий, яко ими дивиться и ужасно недоумея, что будет се». С этих пор чудеса, происходившие как под Тобольском, так и в Абалаке, начинают иметь одни корни.
Есть придание, что в Абалаке, как месте, укрепленном и безопасном от неприятеля, при слухе о приближении к сибирским владениям дружины Ермака сибирский хан Кучум укрыл одну из своих жен, по имени Самбулу с детьми. Было у Ермака с татарами две решающие битвы. Одна под Тобольском, другая под Абалаком. И оба раза татары имели огромное численное превосходство, и оба раза победа доставалась Ермаку каким-то чудесным образом. Вот как проходила битва под Тобольском, у Чувашского мыса. Кунгурская летопись: «Казацы по волии Божий единогласно глаголюще; с нами Бог, разумейте языцы и покарвйтеся, яко с нами Бог. И развишася вси воедино, и бысть брань велия октября 23 день емлющесь за руки секуще противным своя. Стояще Кучум на Чувашской горе и видев многое падение своих, зельие плакашеся и вси погании, повеле агунам и абызам своим вопити вельми кумиром молитву свою, спяще бо баги их и беспомощен пребыв и безчестен нудим невидимою Божиею силою и помышляя бежати. И бишеся три дня без опочиву неотступно». И Ермак победил.
Известно, что Кучуму удалось собрать к этой битве пятнадцатитысячное войско, а казаков было всего семьсот человек. Известно и то, что очень многие исследователи связывают победу в битве под Тобольском (у Чувашского мыса) с будущей славой города.
Для нас также небезынтересно следующий факт. Д. И. Копылов пишет, что после битвы "Ермак отошел за Княжий луг, и его дружина разбила лагерь на мысу, противоположному Чувашскому. Пять лет спустя, па этом месте Данила Чулкое поставил стольный город русской Сибири - Тобольск". Так почтил своим присутствием Ермак наш Троицкий мыс. И это очень важно.
Что же происходит между двумя решающими сражениями? Д.И.Копылов: "После Чувашской битвы хантейские и мансийские князья со своими отрядами покинули лагерь Кучума. Старый хан с остатками войска ушел на юг. 26 октября дружина Ермака без боя вступила в Искер. Многие сибирские племена сразу же признали власть русских, в которых они видели избавителей от ига татаро-бухарской знати. На сторону Ермака перешла часть татарских феодалов, враждовавших с Кучумом". Но еще и сын Кучума Алей вернулся в Сибирь вскоре после того, как казаки засели в Искере. Это были отобранные татаро-бухарские отряды, которые во время похода Ермака участвовали в нападении на Пермь. Возглавил эти силы Маметкул. Он стал, следит за каждым шагом Ермака, и ждал, пока тот разъединит свои силы. И вот зимой такой случай представился.
Большой отряд казаков выехал пополнить запасы рыбы под Абалак. Там казаки подверглись неожиданному нападению и были все перебиты. Как значится в синодике: «безо опасения шли казаки на рыбную ловлю под Абалак, и внезапно напали на них нечистивые воины и убили в том баю Богдана Брязгу с его дружиною». Узнав о беде, Ермак бросился навстречу Маметкулу, и в упорном бою разгромил его войско. В Есиповской летописи подчеркивается, что была "брань велия на мног час". Битва прекратилась с наступлением темноты. Из наказа 1585 года: «государевы люди тех всех татар, которые были с Маметкулом -больше десяти тысяч - побили...» Заметим, что казаков-то было никак не больше пятисот человек.
Руслан Скрынников: "Сомневаться в том, что на стороне неприятеля был огромный численный перевес, не приходится. Бой на Абалаке был, куда долее упорным, чем на Чувашском мысу. Ни о какой панике на сей раз не было речи. Казакам предстояло либо победить, либо умереть.
И они победили!
Победа горстки казаков над военными силами обширного Сибирского ханства труднообъяснима. Ермак нанес противнику столь мощный удар, что тот долго не мог от него оправиться. Моральный фактор имел исключительное значение в войнах тех времен".
И далее Скрынников пишет очень интересную вещь: "Не занятие Искера, а победа под Абалаком окончательно определила успех сибирской экспедиции Ермака». Вот две эти битвы, где победа Ермаку досталась чудесным образом, и дают ключ к разгадке загадок Абалака и Тобольска. И не мог победивший Ермак не почтить своим присутствием господствующую высоту этой местности, где сейчас расположен Абалакский монастырь.
В краткой Сибирской (кунгурской) летописи сообщается о явлении Святителя Николая Алексею Тимофеевичу Ермаку вскоре после битвы под Абалаком: "Нощию же той, явися Ермаку молящуя и пяти человеком в нощи, святий Николай, повелевая в чистоте зкити и прележный пост имети и всякие с братолюбием добродетием проходити и прорече: будет на Красной горе дом в жилище Богу и мне впредь... и сие видение Ермак всем возвести".
И через 50 лет вновь явился святитель Николай уже в явлении на Абалаке Божией Матери и преподобной Марии Египетской и очень хлопотал о постановке монастыря.
Дивен промысел Божий! Там, где был культ грубого идолопоклонства и фанатизма, теперь стоит, распространяя свет Христов, чтимый Абалакский монастырь.
назад
на главную
Используются технологии
uCoz